Вопрос: Иностранная авиакомпания (АО) направляет в представительство на территории РФ своих работников - иностранных граждан для осуществления ими трудовой деятельности на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении от 12.05.2010.
Иностранные граждане - работники иностранной авиакомпании не менее одного года в течение периода, непосредственно предшествующего их направлению в РФ, осуществляют трудовую деятельность по найму в направляющей их иностранной организации. В качестве применимого права в трудовых договорах указанных работников указано законодательство Турецкой Республики. Начисление зарплаты и прочих выплат указанным работникам производится головным офисом иностранной авиакомпании в соответствии с трудовыми договорами, заключенными в соответствии с иностранным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.
Понятие «трудовые отношения» в НК РФ не определено. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Понятие «трудовые отношения» определено в ст. 15 ТК РФ и на основании п. 1 ст. 11 НК РФ применяется в НК РФ в том значении, в каком оно используется в ТК РФ.
То, что словосочетание «трудовые отношения» является именно понятием, подтверждается, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 № 597-О-О, где говорится, что ст. 15 ТК РФ, содержащая определение понятия «трудовые отношения», является нормой-дефиницией.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
В п. 1 ст. 420 НК РФ в качестве объекта обложения страховыми взносами определены выплаты, в частности, в рамках трудовых отношений, которые возникают согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. ст. 15 и 16 ТК РФ на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РФ. Верно ли, что выплаты в пользу иностранных работников иностранной организации, командированных на работу в представительство на территории РФ, не являются объектом обложения страховыми взносами, так как трудовые отношения между иностранными гражданами и иностранной организацией возникли до их командирования на работу в представительство и на основании трудового договора, заключенного в соответствии с иностранным законодательством?
Если выплаты в пользу вышеуказанных иностранных граждан подлежат обложению страховыми взносами независимо от того, трудовое законодательство какой страны регулирует их трудовые отношения с иностранной авиакомпанией, то как определяется база обложения страховыми взносами, если начисление выплат, в том числе в натуральной форме, в пользу вышеуказанных иностранных граждан производится в национальной валюте и в соответствии с законодательством другого государства? Какими законодательными нормами РФ регулируется данный порядок? Как определять суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, в частности, будут ли освобождаться от обложения страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые указанным иностранным гражданам и назначаемые в соответствии с законодательством Турецкой Республики, компенсационные выплаты, устанавливаемые законодательством Турецкой Республики? Каким образом налоговым органом будет осуществляться проверка правильности определения базы обложения страховыми взносами, если начисление и учет выплат в пользу иностранных граждан ведутся на турецком языке и по правилам, установленным законодательством Турецкой Республики?
Акционерное общество является назначенным Правительством Турецкой Республики и получившим от Правительства РФ разрешение на эксплуатацию договорных линий авиапредприятием в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении от 12.05.2010 (далее - Соглашение). На основании Соглашения и в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» обществом открыты представительства в РФ.
Создание в РФ представительства иностранного юрлица регулируется ст. 21 Федерального закона № 160-ФЗ. В п. 10 указанной статьи определено, что в государственных внебюджетных фондах представительства регистрируются в качестве страхователей.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в Пенсионном фонде РФ в качестве страхователей регистрируются в том числе организации по месту нахождения их обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, иностранные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации, на основании представленных налоговыми органами содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений о постановке на учет организаций, указанных в настоящем подпункте.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ в Фонде социального страхования РФ в качестве страхователей регистрируются юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании имеющихся у Фонда документов.
Согласно п. 8 ст. 84 НК РФ Единый государственный реестр налогоплательщиков ведется Федеральной налоговой службой на основе данных учета. Учет организаций в налоговых органах регулируется ст. 83 НК РФ. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 83 НК РФ особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством финансов РФ. В соответствии с п. 1 Приказа Минфина России от 30.09.2010 № 117н иностранная организация подлежит постановке на учет по основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений.
АО поставлено на учет в налоговом органе в связи с осуществлением деятельности через обособленные подразделения в РФ, о чем сделана запись в ЕГРН, соответственно, в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ зарегистрированы в качестве страхователей обособленные подразделения общества (представительства).
В соответствии с п. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 160-ФЗ порядок управления представительством АО на территории РФ определен в положении о представительстве.
Согласно указанному положению представительство наделено полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений только в пользу физлиц, принятых в РФ на работу в представительство по трудовому договору, заключенному в РФ и в соответствии с законодательством РФ.
Представительство АО на территории РФ не наделено полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц - иностранных работников общества, командированных в представительство для осуществления трудовой деятельности, работавших в обществе и до командирования в РФ.
Начисление выплат и иных вознаграждений в пользу указанных в предыдущем абзаце физлиц производит головная организация - акционерное общество, находящаяся в Турецкой Республике. При этом начисление выплат производится в национальной валюте в соответствии с порядком, установленным законодательством Турецкой Республики, указанным в качестве применимого права в трудовых договорах с иностранными работниками.
На основании вышеприведенных законодательных норм представительство АО на территории РФ не является страхователем в отношении иностранных работников общества, командированных для осуществления трудовой деятельности в представительство, так как не наделено полномочиями по начислению выплат в пользу указанных физлиц.
Головная организация - АО, находящаяся на территории Турецкой Республики, также не является страхователем в отношении вышеуказанных физлиц, так как отсутствуют иные основания для ее постановки на учет в налоговом органе РФ, а следовательно, и для регистрации во внебюджетных фондах, кроме как в качестве иностранной организации по месту нахождения обособленных подразделений.
Верно ли, что представительства АО в РФ, равно как и головная организация - АО, находящаяся за пределами РФ, не являются плательщиками страховых взносов с выплат в пользу иностранных работников общества, командированных для осуществления трудовой деятельности в представительства, в силу п. 1 ст. 419 НК РФ, согласно которому плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а представительство и головная организация - акционерное общество, на основании вышеприведенных законодательных норм, не являются страхователями в отношении вышеуказанных физлиц?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения от 12.11.2018 по вопросу о начислении страховых взносов на выплаты, производимые в пользу граждан Турецкой Республики, не являющихся высококвалифицированными специалистами, временно пребывающих на территории Российской Федерации и работающих по трудовым договорам, заключенным в соответствии с законодательством Турецкой Республики, в представительстве турецкой авиакомпании на территории Российской Федерации, и сообщает, что позиция, изложенная в письме Департамента от 29.12.2017 № 03-15-06/88350, направленном в адрес представительства, не изменилась.
Одновременно в дополнение к упомянутому письму Департамента по вопросу уплаты страховых взносов представительством турецкой компании с сумм выплат и иных вознаграждений, производимых вышеуказанным гражданам Турецкой Республики головной организацией на территории данной Республики, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
При этом согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса для целей Налогового кодекса под организациями понимаются, в частности, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы и представительства указанных иностранных лиц, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.
На основании пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре представительств иностранных юридических лиц.
В соответствии с пунктом 11 статьи 431 Налогового кодекса уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями.
Таким образом, представительство турецкой организации, расположенное на территории Российской Федерации, исполняет обязанности иностранной организации по уплате страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений, производимых занятым в представительстве на территории Российской Федерации гражданам Турецкой Республики, и по представлению расчета по страховым взносам по месту своего нахождения в Российской Федерации.
Кроме того, как и отмечалось в письме Департамента от 29.12.2017 № 03-15-06/88350, исходя из положений Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» иностранные граждане, не являющиеся высококвалифицированными специалистами, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовому договору, не подлежат обязательному медицинскому страхованию, но подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности по законодательству Российской Федерации.
Что касается вопроса об определении базы для исчисления страховых взносов при начислении выплат и вознаграждений в пользу вышеуказанных граждан Турецкой Республики головной организацией в национальной валюте, то, учитывая положения пункта 5 статьи 431 Налогового кодекса о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках, требуется проводить пересчет в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начисления сумм выплат в пользу данных граждан.
По вопросу применения положений трудового законодательства Российской Федерации к гражданам Турецкой Республики, занятым на территории Российской Федерации в представительстве турецкой авиакомпании, следует обращаться в Минтруд России.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН