Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ООО от 12.11.2018 по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами доходов сотрудника организации, находящегося за пределами Российской Федерации, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 «Страховые взносы» Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.
Такими законами являются Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 167-ФЗ), Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон № 255-ФЗ) и Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 326-ФЗ).
В соответствии с положениями указанных федеральных законов российские граждане, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
При этом статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ, статьей 2 Федерального закона № 326-ФЗ, статьей 1.1 Федерального закона № 255-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами и Кодексом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор о ЕАЭС), участниками которого являются, в частности, Российская Федерация и Республика Казахстан, установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Согласно пункту 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС к социальному обеспечению (социальному страхованию) относятся обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с данным пунктом статьи 96 Договора о ЕАЭС государством трудоустройства признается государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность, в данном случае таким государством является Республика Казахстан.
Учитывая положения Договора о ЕАЭС, вышеуказанные российские граждане являются застрахованными в системе обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного медицинского страхования Республики Казахстан наравне с гражданами Республики Казахстан и, следовательно, обособленное подразделение российской организации, расположенное на территории Республики Казахстан, должно уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
В отношении обязательного пенсионного страхования сообщаем, что пунктом 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
При этом Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, и отдельный договор по пенсионному страхованию между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не принят.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, вышеупомянутые российские граждане являются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию на территории Российской Федерации, так как Республика Казахстан не является постоянным местом проживания трудящихся.
Таким образом, в соответствии с положениями главы 34 «Страховые взносы» Кодекса российская организация должна уплачивать с выплат в пользу российских граждан, работающих в обособленном подразделении российской организации в Республике Казахстан, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Согласно пункту 2 статьи 207 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.
Вопросы обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников российской организации, находящихся в Республике Казахстан, требуют дополнительного рассмотрения, по результатам которого будет направлена позиция Департамента.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А. СААКЯН