Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, являющимся работодателем и плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД), и сообщает следующее.
Из обращения следует, что плательщику предъявляется задолженность по страховым взносам, сформированная за периоды, истекшие до 01.01.2017.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее — ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ) в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Федеральный закон № 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС РФ.
По вопросу определения размера страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем — работодателем на обязательное пенсионное страхование, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов признаются:
— лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (работодатели);
— индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели).
Пунктом 2 статьи 419 Налогового кодекса установлено, что, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Индивидуальный предприниматель — работодатель уплачивает страховые взносы с выплат, являющихся объектом обложения, в пользу каждого работника с применением соответствующих тарифов, установленных статьей 425 Налогового кодекса.
При этом индивидуальным предпринимателем при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2017 года за себя в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона № 243-ФЗ) применялся следующий порядок определения размера страховых взносов:
— в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превысила 300 000 рублей,
— в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса (в редакции, введенной Федеральным законом № 243-ФЗ);
— в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превысила 300 000 рублей, — в упомянутом фиксированном размере плюс 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом за 2017 год сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не могла превышать произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса (в редакции, введенной Федеральным законом № 243-ФЗ).
С 1 января 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменившего редакцию пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса, определение размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем — работодателем за себя, производится следующим образом:
— в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года);
— в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года) плюс 1,0% суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в частности, за расчетный период 2018 года — не более 212 360 рублей, за расчетный период 2019 года — не более 234 832 рублей).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, учитывают доход в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса, то есть в размере вмененного дохода налогоплательщика.
Таким образом, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0% с суммы вмененного дохода, превышающего 300 000 руб., но до установленной предельной величины.
При этом обращаем внимание, что поскольку индивидуальные предприниматели — работодатели уплачивают страховые взносы по двум основаниям: с выплат в пользу своих работников, а также за себя исходя из своих доходов от предпринимательской деятельности, то двойного обложения страховыми взносами одних и тех же выплат не происходит, так как в данной ситуации возникают разные категории плательщиков страховых взносов с разными объектами обложения страховыми взносами.
Одновременно сообщаем, что разъяснение решений судебных органов не входит в компетенцию Департамента налоговой и таможенной политики.
Заместитель директора Департамента
Р.А. СААКЯН