Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение от 16 января 2019 г. по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), сообщает.
Пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 указанного пункта, составляет не менее 70 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитываются доходы, определяемые в порядке, предусмотренном статьями 248 и 249 Кодекса, и не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Согласно пункту 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
В связи с этим у заемщика при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу не учитываются средства или иное имущество, которые получены по договору займа (иные аналогичные средства или иное имущество, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а у заимодавца - средства или иное имущество, которые получены в счет погашения таких заимствований.
При реализации заемщиком основных средств в целях погашения займа и проведении с заимодавцем зачета встречных требований доходы от реализации основных средств у заемщика, применяющего систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитываются в составе доходов в общеустановленном порядке на дату погашения займа.
Таким образом, в целях определения возможности применения единого сельскохозяйственного налога выручка от реализации основных средств включается заемщиком в полном размере в общий объем доходов от реализации товаров (работ, услуг) для расчета вышеуказанной доли доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН