В связи с письмом по вопросу документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров по договору с российской организацией, вывозящей товары в таможенной процедуре экспорта своему филиалу, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 165 Кодекса в перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, включены: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза либо контракт (копия контракта) с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза; таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками российских таможенных органов.
Таким образом, при реализации товаров по договору с российской организацией, вывозящей товары в таможенной процедуре экспорта своему филиалу, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговый орган вышеуказанных документов.
Что касается возможности вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта в случае заключения договора поставки между двумя российскими хозяйствующими субъектами, то согласно пункту 1 статьи 139 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно Таможенный кодекс, Союз) таможенная процедура экспорта - это таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, перечисленные в статье 140 Таможенного кодекса, не ставят право декларанта поместить товары под таможенную процедуру экспорта в зависимость от модели договорных отношений, в рамках которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
Одновременно обращаем внимание на следующее.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 83 Таможенного кодекса декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства-члена:
являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза;
от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в предыдущем абзаце;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;
являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза.
С учетом приведенных норм, рассматриваемых в системной связи с терминами «лицо государства-члена» и «иностранное лицо» (соответственно подпункты 17 и 11 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса), декларантом товаров в ситуации обращения может выступать лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, поскольку товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо.
Одновременно сообщается: настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА