Вопрос: АО является крупнейшим налогоплательщиком, имеет на территории РФ более 700 обособленных подразделений, не выделенных на отдельные балансы и не имеющих расчетных счетов, расположенных более чем в 80 муниципальных образованиях.
Таким образом, несколько обособленных подразделений АО могут находиться на территории одного муниципального образования и быть подведомственны одному налоговому органу.
Сообщения о создании обособленных подразделений по форме С-09-3-1 АО подает по месту нахождения головной организации.
Также в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ АО подает до месту нахождения организации уведомления до форме 1-6-Учет для постановки всех подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования, на учет по месту нахождения одного из этих обособленных подразделений (далее - ответственное), которое АО выбирает самостоятельно.
Суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников всех обособленных подразделений одного муниципального образования, АО перечисляет в бюджет по месту учета ответственного обособленного подразделения.
Поскольку обязанность организации по перечислению НДФЛ в бюджетную систему РФ должна корреспондировать с обязанностью представления документов, установленных п. 2 ст. 230 НК РФ (формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ), то эти документы АО также представляет в налоговый орган по месту учета ответственного обособленного подразделения.
Данная позиция АО основана на нормах Налогового кодекса, подкреплена Письмами Минфина России от 22.06.2012 № 03-04-06/3-174 и ФНС России от 05.10.2016 № БС-4-11/18870@ и подтверждена ответом УФНС России по г. Санкт-Петербургу от 23.03.2017 № 05-15-02/14764 на запрос АО.
Более 80 муниципальных образований, в которых находятся обособленные подразделения АО, поддерживают эту позицию.
Однако налоговый орган муниципального образования, в котором у АО зарегистрировано три обособленных подразделения, отказал АО в праве выбора ответственного обособленного подразделения для перечисления НДФЛ и сдачи отчетности по НДФЛ.
В соответствии с Определением ВС РФ от 27.09.2018 № 305-КГ18-7133 налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, не могут осуществлять противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных проверок.
Правомерны ли уплата НДФЛ и представление документов по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ по месту учета выбранного ответственного обособленного подразделения?
Ответ:
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 15.03.2019 по вопросу представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации (далее - справка по форме 2-НДФЛ), и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее - расчет по форме 6-НДФЛ), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
На основании пункта 4 статьи 83 Кодекса в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (пункт 7 статьи 226 Кодекса).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.
Таким образом, организация, имеющая обособленные подразделения, перечисляет исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.
Учитывая изложенное, поскольку организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения. Кроме того, справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ, заполненные по каждому обособленному подразделению, должны быть представлены по месту учета каждого обособленного подразделения.
Одновременно сообщается, что глава 23 Кодекса не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, поставленные на учет в налоговых органах, право самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога на доходы физических лиц, а также представление справок по форме 2-НДФЛ и расчета по форме 6-НДФЛ.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК