В связи с обращением от 23 апреля 2019 г. (далее - Обращение) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Подготовка разъяснения Минфином России по существу не представляется возможной ввиду отсутствия в Обращении информации о типовой ситуации, в рамках которой стороны договора купли-продажи приняли решение об изменении цены товаров после фактического исполнения договора купли-продажи товаров.
Вместе с тем обращаем внимание на следующее.
Договорные отношения покупателя и продавца товаров могут предусматривать установление продавцом товаров обязанностей покупателя товаров нести различные (например, на гарантийное обслуживание, рекламирование и т.д.) расходы (далее - Расходы), без которых приобретение товаров на установленных условиях, в том числе по установленной цене, невозможно.
При определении таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее - метод 1) согласно статье 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно - Союз, Кодекс) таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее - ЦФУ), является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункт 3 статьи 39 Кодекса, абзац первый пункта 5.1 Правил применения метода 1, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. № 283, далее - Правила).
Таким образом, если при приобретении покупателем ввозимых товаров продавец устанавливает требование оплаты покупателем Расходов, в том числе в ситуации, когда приобретение и (или) использование товаров в соответствии с договором невозможны, Расходы подлежат включению в ЦФУ.
Если подлежащие включению в ЦФУ Расходы в нарушение норм Кодекса и Правил не были учтены при определении таможенной стоимости товаров в составе ЦФУ, а в дальнейшем в нарушение условий договора купли-продажи товаров не были фактически осуществлены, что привело к требованию продавца об увеличении цены товаров, такая ситуация, на наш взгляд, должна квалифицироваться как выявление по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением): недостоверных сведений, заявленных в декларации на товары (далее - ДТ); несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ (подпункт «б» пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 10 декабря 2013 г. № 289), и, следовательно, рассматриваться как один из случаев внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров.
Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенной политики
Н.А.ЗОЛКИН