Вопрос: Российская организация (покупатель) заключила с иностранной организацией, не имеющей филиалов в РФ и не являющейся налогоплательщиком на территории РФ, договор на поставку товара с условием о доставке товара в РФ силами иностранного контрагента.
Каков порядок налогообложения налогом на прибыль в РФ доходов, выплачиваемых иностранной организации по данному договору?
Является ли российская организация налоговым агентом по НДС в данном случае?
Требуется ли запрашивать у контрагента (продавца) по внешнеэкономическим контрактам на поставку товара сертификат о его резидентстве в целях избежания двойного налогообложения со страной регистрации иностранного партнера и подтверждения того, что данные доходы не подлежат обложению налогом на прибыль в РФ?
Необходим ли указанный сертификат о резидентстве, если доставка по внешнеэкономическому договору поставки осуществляется силами иностранной организации в место назначения, находящееся в РФ, учитывая пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ?
Требуется ли этот сертификат о резидентстве, если по договору поставки товара иностранная организация осуществляет монтаж товара на территории РФ?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом от 25.12.2017 по вопросу налогообложения доходов иностранной организации по договору поставки товара в Российскую Федерацию и его монтажа сообщает следующее.
Как следует из запроса, российская организация заключила с иностранной организацией, не имеющей филиалов в Российской Федерации, договор на поставку товара с условием о доставке товара силами данной иностранной организации, а также его монтаже на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
В связи с вышеизложенным если иностранная организация осуществляет оказание услуг/выполнение работ на территории Российской Федерации, то доходы, выплачиваемые ей в связи с оказанием таких услуг/выполнением работ, подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации в случае, если они оказываются через постоянное представительство такой иностранной организации в Российской Федерации.
Если деятельность по оказанию иностранной организацией услуг/выполнению работ российской организации не приводит к образованию постоянного представительства иностранной компании на территории Российской Федерации, то, по нашему мнению, представление иностранной организацией налоговому агенту - российской организации подтверждений, предусмотренных статьей 312 Кодекса, в рамках пункта 2 статьи 309 Кодекса не требуется, поскольку такие доходы иностранных организаций не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации в соответствии с положениями Кодекса.
Относительно услуг по доставке товара, оказываемых в рамках договора поставки товара, сообщаем, что если по своему объему и характеру данные услуги могут быть квалифицированы в рамках норм Кодекса и конкретного международного договора об избежании двойного налогообложения как «международная перевозка», то следует руководствоваться в том числе нормами подпункта 8 пункта 1 статьи 309, статей 310 и 312 Кодекса.
По вопросу выполнения российской организацией функции налогового агента по налогу на добавленную стоимость отмечаем следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 147 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, местом реализации товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается.
Что касается услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых иностранными организациями, то согласно положениям подпункта 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.
На основании положений пунктов 1 и 2 статьи 161 Кодекса российские организации признаются налоговыми агентами в случае приобретения ими товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах.
Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у иностранных лиц товары, ввозимые в Российскую Федерацию, доставляемые на территорию Российской Федерации иностранным продавцом, налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость не является.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ