Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев совместно с Департаментом межбюджетных отношений обращение от 30 мая 2017 г., сообщает.
В обращении предлагается внести изменение в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) в части уплаты организациями единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН) в местные бюджеты пропорционально занимаемой площади.
Вместе с тем в настоящее время на основании пункта 4 статьи 346.9 Кодекса уплата ЕСХН и авансового платежа по ЕСХН производится организациями по местонахождению организаций.
При этом согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения организации определяется местом государственной регистрации организации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации.
При наличии сельскохозяйственных площадей в разных сельских поселениях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации организациями составляется одна налоговая декларация по указанному налогу.
Принятие предлагаемого изменения в пункт 4 статьи 346.9 Кодекса повлечет существенное увеличение административной нагрузки как на организации, так и на налоговые органы.
Организациям необходимо будет определять сумму подлежащего к уплате ЕСХН отдельно по каждому сельскому поселению, муниципальному образованию, в котором имеются сельскохозяйственные площади.
Для администрирования таких организаций потребуется их постановка на налоговый учет в различных налоговых органах по месту нахождения указанных площадей.
Организациям также необходимо будет взаимодействовать с различными налоговыми органами по месту постановки на налоговый учет.
Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) поступления от уплаты ЕСХН зачисляются в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов, в бюджеты городских поселений — 50, в бюджеты сельских поселений — 30%, в бюджет муниципального района: 50% — с территории городских поселений, 70 — с территории сельских поселений, 100% — с межселенной территории.
Изменение на федеральном уровне порядка уплаты данного налога может привести к изменению объемов налоговых доходов бюджетов муниципальных районов и расположенных на их территориях поселений в случае, если местонахождение организации и нахождение сельскохозяйственных площадей находятся на территории разных муниципальных образований.
Также отмечаем, что в соответствии со статьей 63 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления муниципального района вправе устанавливать единые нормативы отчислений от федеральных налогов (в том числе от ЕСХН) в бюджеты соответствующих поселений.
В случае применения органами местного самоуправления муниципального района данного механизма межбюджетного регулирования и изменения на федеральном уровне порядка уплаты ЕСХН может произойти перераспределение объемов поступлений от ЕСХН между бюджетами муниципальных образований.
Таким образом, предлагаемое изменение может привести к выпадающим доходам бюджетов отдельных муниципальных образований, что потребует изыскания источников их компенсации из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы, в том числе из регионального бюджета и бюджетов муниципальных районов, и, соответственно, изменения форм и объемов средств финансовой поддержки из федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных районов.
Учитывая изложенное, предложение об изменении порядка уплаты ЕСХН не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
Р.А. СААКЯН