В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении у белорусской компании опытно-конструкторских работ, освобождаемых в Российской Федерации от налога на добавленную стоимость на основании подпункта 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщается.
Порядок взимания налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) установлен положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору (далее - Протокол).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 раздела IV «Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» Протокола место реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ определяется по месту нахождения их покупателя.
Таким образом, местом реализации опытно-конструкторских работ, выполняемых белорусской компанией российской организации, в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно подпункту 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по выполнению ряда научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим обязанности налогового агента по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет, установленной пунктом 2 статьи 161 Кодекса, у российской организации, приобретающей указанные работы у белорусской компании, не возникает.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ