Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 5 июня 2019 г. по вопросу возврата уплаченной государственной пошлины при обращении в суд и сообщает.
Основания и порядок возврата государственной пошлины определены в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 3 статьи 333.40 НК РФ к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
В соответствии с положением пункта 1.12 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 № 383-П, платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.
Таким образом, полагаем, что при подаче заявления о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины необходимо прикладывать платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер, банковский ордер.
Указанные документы могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ - это документированная информация, предоставленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно положениям части 2 статьи 6 Федерального закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Согласно подпункту 21 пункта 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, подлинником документа является первый или единственный экземпляр документа.
Таким образом, полагаем, что подлинником электронного документа для целей возврата государственной пошлины будет признаваться электронный документ, подписанный в данном случае квалифицированной электронной подписью организации (банка) либо подписанный простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью организации (банка), в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 11.2 НК РФ.
Таким образом, при подаче заявления о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, которая подлежит возврату частично, через личный кабинет налогоплательщика к заявлению должны быть приложены копии платежных документов.
При этом обращаем внимание, что при подаче заявления о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, которая подлежит возврату в полном размере, через личный кабинет налогоплательщика к заявлению прилагается подлинник электронного документа.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 333.17 НК РФ лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Исходя из вышеизложенного плательщиками государственной пошлины являются физические лица, в отношении которых должны быть совершены юридически значимые действия.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 45 НК РФ иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Таким образом, в случае если государственная пошлина уплачена за плательщика государственной пошлины иным лицом, с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины вправе обратиться только плательщик государственной пошлины (т.е. лицо, в отношении которого должно быть совершено юридически значимое действие) в орган, уполномоченный совершать данное действие.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ