Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение от 18.07.2019, сообщает.
1. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 346.16 Кодекса предусмотрено, что расходы на оплату труда определяются в порядке, предусмотренном статьей 255 Кодекса, и принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, то есть расходы должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 1 статьи 252 и статье 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса.
При этом перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно пункту 25 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.
Таким образом, любые выплаты работодателя, произведенные в пользу работника и не указанные в статье 270 Кодекса, которые на основании локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права, осуществлены в качестве системы оплаты труда, могут учитываться в составе расходов на оплату труда в соответствии с пунктом 25 статьи 255 Кодекса и, соответственно, учитываться также в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
2. В отношении налога на доходы физических лиц следует иметь в виду, что согласно статье 41 Кодекса доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
Так, согласно абзацу одиннадцатому пункта 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность.
Статьей 169 Трудового кодекса определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества, а также расходы по обустройству на новом месте жительства.
Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иных положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм возмещения организацией своим работникам понесенных ими расходов, связанных с переездом в Российскую Федерацию, оформлением необходимых документов, а также положений, предусматривающих освобождение от налогообложения стоимости жилья, предоставляемого организацией своим работникам, в статье 217 Кодекса не содержится. В связи с этим указанные доходы работников подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
3. В части вопроса о начислении страховых взносов на суммы компенсационных выплат следует иметь в виду, что подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно положениям пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) и статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) иностранные граждане, работающие по трудовому договору на территории Российской Федерации, подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, если такие граждане являются постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации, а также временно пребывающими (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ)) и подлежат обязательному медицинскому страхованию, если указанные граждане являются постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона № 115-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 421 Кодекса установлено, что при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 422 Кодекса.
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, указанный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.
Учитывая, что компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, на оформление визы, перелет, такси, а также суммы расходов работодателя по найму жилого помещения для работника в статье 422 Кодекса не поименованы, данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений с работниками.
При этом следует отметить, что в обращении отсутствует информация о том, гражданами какой страны являются указанные иностранные работники, а также информация о том, какой у данных иностранных работников статус на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ (постоянно или временно проживающие, или временно пребывающие на территории Российской Федерации) и являются ли такие граждане высококвалифицированными специалистами.
Вместе с тем следует иметь в виду, что статьей 7 Кодекса, статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ, статьей 11 Федерального закона № 255-ФЗ, статьей 2 Федерального закона № 326-ФЗ определено, что, в случаях если международным договором Российской Федерации установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и данными Федеральными законами, применяются правила (нормы) международного договора Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ