Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение в Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 13.09.2019) и сообщает.
Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов определены статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34.2 Кодекса финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
При этом Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества (далее — Перечень), указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, с учетом положений пунктов 3, 4, и 5 статьи 378.2 Кодекса.
К таким объектам отнесены:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Полагаем, что налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках 378.2 Кодекса должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.
Поэтому если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
При этом помещения в указанных зданиях могут не включаться в Перечень, однако включение здания в Перечень с соответствующим кадастровым номером здания и его адресом является основанием применения норм статьи 378.2 Кодекса в отношении этих помещений.
Если здание (строение, сооружение) не признается административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), в связи с чем не включается в Перечень, то зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости указанные в пункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса нежилые помещения в этом здании (строении, сооружении) с соответствующим кадастровым номером этого помещения и адресом должны быть включены в Перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования нежилых помещений с учетом условия, установленного пунктом 5 статьи 378.2 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что ФНС России рассмотрела обращение от 21.08.2019 с учетом имеющихся сведений по объекту недвижимого имущества (нежилому помещению) с кадастровым номером 1, расположенному в здании с кадастровым номером 2, и направила в адрес общества письмо от 19.09.2019 № БС-4-21/19063 о том, что указанное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год.
В этой связи, по мнению Департамента, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 1, принадлежащего обществу и расположенного в здании с кадастровым номером 2, налоговая база по налогу на имущество организаций должна определяться исходя из кадастровой стоимости.
При этом общество вправе обратиться за разъяснениями в финансовые органы города Москвы и уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по вопросу применения в отношении указанных объектов недвижимого имущества принятых в рамках статьи 378.2 Кодекса вышеназванных нормативных правовых актов и правомерности включения нежилого помещения с кадастровым номером 1 в Перечень.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В. В. САШИЧЕВ