Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 14.10.2019 и сообщает следующее.
1. Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определяется порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, сбора, страховых взносов (далее — платежи, регулируемые Кодексом).
Согласно пункту 8 статьи 64 Кодекса при принятии уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора, страховых взносов) причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты платежа, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
При предоставлении отсрочки (рассрочки) Кодексом не предусмотрено списание пеней.
Отсрочка или рассрочка по уплате платежей, регулируемых Кодексом, может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти платежи в установленные сроки, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом таких платежей возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Кодекса.
Одним из оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате указанных платежей является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им причитающихся платежей, регулируемых Кодексом (подпункт 3 пункта 2, пункт 13 статьи 64 Кодекса).
Наличие такого основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налогов, сборов, страховых взносов, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382.
Однако предоставление отсрочки организации, которая по решению суда признана банкротом, Кодексом не предусмотрено.
В целях урегулирования задолженности может быть принято мировое соглашение на основании Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 указанного Федерального закона на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Пунктом 1 статьи 159 названного Федерального закона предусмотрено, что утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
2. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание регулируются статьей 59 Кодекса.
Обстоятельства, при наличии которых недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, признаются безнадежными к взысканию, определены пунктом 1 статьи 59 Кодекса.
Обращение налогового органа в суд о признании организации банкротом не является основанием списания образовавшихся у организации недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Заместитель директора Департамента
В.А. ПРОКАЕВ