Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО от 27.12.2019 по вопросам организации информационного взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими государственную регистрацию наземных транспортных средств (далее — регистрирующие органы), а также актуализации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее — ЕГРН) в отношении транспортных средств, зарегистрированных за ОАО, и сообщает.
Информационное взаимодействие налоговых органов с регистрирующими органами осуществляется в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), иными нормативными правовыми актами (в том числе приказы ФНС России от 25.11.2015 № ММВ-7-11/545@ «Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменения в приложение № 8 приказа ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@», от 19.03.2018 № ММВ-7-21/151@ «Об утверждении формы, формата представления сведений о транспортных средствах и об их владельцах, регистрируемых органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, в электронной форме, а также порядка заполнения формы и о внесении изменений в приказ ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@»), соглашениями о взаимодействии (в частности, дополнение от 26.10.2017 № 1/13373/ММВ-23-21/25@ к соглашению между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11) и иными документами (в том числе Порядок информационного взаимодействия при представлении в налоговые органы сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме, доведенный письмом ФНС России от 21.12.2017 № БС-4-21/26044@, Порядок предоставления в электронной форме в УФНС России по субъекту Российской Федерации сведений о транспортных средствах и об их владельцах, регистрируемых органом, осуществляющим государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в субъекте Российской Федерации, доведенный совместным письмом Минсельхоза России и ФНС России от 12.09.2018 № ДХ-19-27/9991/ПА-4-21/17747@).
Перечисленные документы исчерпывающе описывают параметры форматно-логического контроля при передаче регистрирующими органами сведений о транспортных средствах и об их владельцах, в том числе в полном объеме реализованные в автоматизированной информационной системе налоговых органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пунктам 8 и 11 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2010, регистрационный № 16121), постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств (далее также — учетные действия) осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса.
Согласно приказу Минфина России от 17.07.2014 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2014, регистрационный № 34539) учет организаций по вышеуказанным основаниям на подведомственной территории относится к полномочиям инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее также — налоговый орган).
Таким образом, по вопросам постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств необходимо непосредственно обращаться в уполномоченные налоговые органы.
Если, по Вашему мнению, имеются факты неправомерного бездействия налоговых органов по вопросам, касающимся учетных действий, необходимо понимать, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и соответствующим процессуальным законодательством (пункт 1 статьи 138 Налогового кодекса).
Жалоба должна отвечать требованиям к ее оформлению, предусмотренным статьей 139.2 Налогового кодекса, в том числе содержать указание на обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, требования лица, подающего жалобу.
В связи с изложенным предоставленная информация, не являющаяся жалобой в вышестоящий орган и касающаяся актуализации сведений, содержащихся в ЕГРН, о постановке на учет (снятии с учета) организации в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств, должна направляться в налоговые органы, к полномочиям которых относится выполнение соответствующих учетных действий.
Дополнительно сообщаем.
В целях подготовки к реализации пункта 5 статьи 363, пункта 5 статьи 397 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ) и приказа ФНС России от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@ «Об утверждении форм сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также о внесении изменений в приказ ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@» (зарегистрирован Минюстом России 30.07.2019, регистрационный № 55453) в территориальные налоговые органы направлен План-график основных мероприятий по подготовке к массовому направлению в 2021 году сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога (письмо ФНС России от 10.01.2020 № БС-4-21/72@).
План-график предусматривает в течение 2020 года проведение сверки сведений, содержащихся в ЕГРН, со сведениями регистрирующих органов, в том числе Государственного реестра транспортных средств и иных государственных информационных ресурсов.
В случае выявления расхождений сведений, содержащихся в ЕГРН, со сведениями регистрирующих органов просим сообщать об этом в налоговый орган по месту учета транспортных средств с указанием сведений, в отношении которых выявлены расхождения. После проверки (сверки) предоставленной информации налоговым органом будут приняты меры по актуализации сведений ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных статьями 83, 84 Налогового кодекса.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С. Л. БОНДАРЧУК