Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает, что на основании пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговые органы вправе, в частности, требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
При этом при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие его право на такие налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).
В целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Указанный Федеральный закон определяет перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, но не устанавливает конкретные виды документов, которые должны применяться экономическими субъектами в качестве первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной жизни. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, в целях подтверждения права налогоплательщика на налоговые льготы налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика первичные учетные документы и иные документы.
Затраты, учитываемые в рамках регионального инвестиционного проекта (далее — РИП) при определении объема капитальных вложений, поименованы в пункте 3 статьи 25.8 НК РФ.
Таким образом, при истребовании налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы как участника РИП, налогоплательщик обязан предоставить первичные документы, которые подтверждают осуществленные капитальные вложения при реализации РИП.
Одновременно сообщаем, что для целей налогообложения прибыли порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 — 320 НК РФ при условии соответствия требованиям статьи 252 НК РФ.
Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ