Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение организации от 06.12.2019 и сообщает следующее.
По вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщает.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее — орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых с 1 января 2020 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, по вводимым в действие с 1 января 2020 года предельным единым тарифам без учета НДС, утвержденным органом регулирования тарифов.
Что касается услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, фактически оказанных до 1 января 2020 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, то на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса такие услуги подлежат налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 20 процентов.
По вопросам применения налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 1.12 статьи 284 Кодекса для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 0 процентов. В случае принятия субъектом Российской Федерации такого решения налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Указанные налоговые ставки применяются к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 статьи 2 Закона № 211-ФЗ установлено, что положения пункта 1.12 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона № 211-ФЗ) применяются к налоговой базе по налогу на прибыль организаций, исчисляемой начиная с 1 января 2020 года.
Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций, предусмотренное пунктом 1.12 статьи 284 Кодекса, применяется в отношении прибыли, полученной региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная с 1 января 2020 года.
Доходы/расходы, полученные/понесенные региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами до указанного периода, подлежат отражению в соответствии с положениями статей 271 и 272 Кодекса в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ