Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение организации от 12.12.2019 и сообщает следующее.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено указанной статьей НК РФ.
Пунктами 1.1—1.3 статьи 269 НК РФ установлены специальные правила признания в составе расходов процентов по долговым обязательствам в случае признания договора займа контролируемой сделкой.
Подпунктом 1 пункта 1.3 статьи 269 НК РФ установлено, что в целях применения пункта 1.2 статьи 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства.
Таким образом, при наличии в договоре займа условия о фиксированности и неизменности ставки по долговому обязательству применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации (ставка ЛИБОР, ставка EURIBOR, ставка SHIBOR), действовавшая на дату привлечения денежных средств.
Учитывая положения статьи 11 НК РФ, при толковании «даты привлечения денежных средств» для целей статьи 269 НК РФ следует руководствоваться положениями гражданского законодательства.
Из системного толкования статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьи 807 ГК РФ, пункта 2 статьи 433 ГК РФ следует, что момент заключения договора займа непосредственно связан с исполнением кредитором обязательств по договору займа, то есть с моментом фактической передачи (предоставления) суммы займа (кредита) заемщику, который, по нашему мнению, соответствует пониманию «даты привлечения денежных средств» в контексте статьи 269 НК РФ.
Правовая квалификация последствий в случае замены должника по первоначальному договору займа (или перевода долга по долговому обязательству) не является вопросом налогового законодательства и не входит в установленную сферу компетенций Департамента. Кроме того, согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ