Всвязи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при реализации управляющей организацией, применяющей освобождение от налогообложения согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), услуг по охране придомовой территории и (или) услуг консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поскольку понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» Кодексом не предусмотрено, при определении данного понятия следует руководствоваться пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, которым установлен перечень услуг по содержанию общего имущества.
Учитывая изложенное, в случае реализации управляющей организацией услуг по охране придомовой территории и (или) услуг консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не предусмотренных указанным перечнем, а также работ (услуг), включенных в указанный перечень, стоимость которых выше стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно их оказывающих, такие работы (услуги) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Что касается Определения Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2019 г. № 309-ЭС19-12718, то данное Определение было вынесено по вопросу о порядке определения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (являющейся составной частью платы за содержание и ремонт жилого помещения) и не затрагивало вопросов отнесения работ (услуг), выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, к работам (услугам), освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента Н.А. КУЗЬМИНА