Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 16.03.2020 и сообщает, что на основании пункта 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной статьей НК РФ.
Под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1 статьи 266 НК РФ).
Следовательно, резерв по сомнительным долгам формируется только в отношении задолженности перед налогоплательщиком, возникшей в связи с реализацией им товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В целях главы 21 НК РФ оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий (абзац 1 пункта 1 статьи 174.2 НК РФ), при этом для целей главы 25 НК РФ данное положение неприменимо.
Исходя из пункта 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
При этом отмечаем, что под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 38 НК РФ). Следовательно, имущественные права не относятся к имуществу для целей налогообложения.
Таким образом, резерв по сомнительным долгам в отношении сумм задолженности перед налогоплательщиком, возникшей в связи с реализацией имущественных прав, не создается.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ