Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 10.03.2020 и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем необходимо отметить, что для организаций — резидентов особой экономической зоны (далее — ОЭЗ) законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (абзац шестой пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)).
Данная пониженная налоговая ставка применяется к прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за ее пределами.
На основании пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) резидентом технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой ОЭЗ.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ резидент технико-внедренческой ОЭЗ осуществляет в данной экономической зоне технико-внедренческую деятельность. Для целей настоящего Федерального закона № 116-ФЗ под технико-внедренческой деятельностью понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности. При этом резидент технико-внедренческой ОЭЗ вправе осуществлять в технико-внедренческой ОЭЗ только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности или соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности.
На основании изложенного резидент технико-внедренческой ОЭЗ имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 284 НК РФ только в отношении прибыли, полученной от деятельности, предусмотренной соответствующим соглашением, заключенным с органами управления ОЭЗ, и осуществляемой на территории данной ОЭЗ.
Доходы, в том числе внереализационные доходы от иной деятельности, не предусмотренной соответствующим соглашением, полученные резидентом технико-внедренческой ОЭЗ, подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке.
При этом отмечаем, что НК РФ не установлена методика ведения раздельного учета доходов (расходов). Поэтому налогоплательщик обязан обеспечить раздельный учет, позволяющий разграничить доходы (расходы), полученные (понесенные) в рамках заключенного с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, и доходы (расходы), полученные (понесенные) при осуществлении деятельности, не предусмотренной соответствующим соглашением. При этом данный порядок должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения.
Одновременно сообщаем, что в случае несогласия с действиями налогового органа налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в вышестоящем налоговом органе в порядке, установленном главой 19 НК РФ.
В случае несогласия с требованием налоговых органов налогоплательщик вправе обжаловать его в порядке, установленном главой 19 части первой НК РФ.
Вместе с тем необходимо отметить, что письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах дают финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 34.2 НК РФ).
На основании вышеизложенного по вопросам разъяснения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах необходимо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ