Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем необходимо отметить, что в силу норм пункта 1.14 статьи 284 Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов (далее — СПИК) налоговая ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.9 НК РФ.
При этом действующими положениями НК РФ участникам СПИК предоставлен выбор способа определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, к которой применяются пониженные ставки.
Согласно статье 284.9 НК РФ участники СПИК могут применять пониженные налоговые ставки либо ко всей налоговой базе, определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ, в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 НК РФ), либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.
Выбранный способ должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.
Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 269-ФЗ) установлено, что налогоплательщик — участник СПИК, заключивший СПИК в период с 1 января 2017 года до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 269-ФЗ в случае, если заключенный СПИК в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль организаций, применяет налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, предусмотренные статьей 284.9 НК РФ, к налоговой базе, определенной в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 284.9 НК РФ, начиная с налогового периода по налогу на прибыль организаций, следующего за налоговым периодом, в котором таким налогоплательщиком в учетной политике закреплен соответствующий способ определения налоговой базы.
В соответствии со статьей 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Согласно статье 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
При этом изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (статья 313 НК РФ).
Учитывая указанное, изменение применяемого метода учета затрат путем внесения изменений в учетную политику возможно с начала нового налогового периода.
При этом налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.
Что касается вопросов заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, то на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ по данным вопросам следует обращаться в ФНС России.
Одновременно сообщаем, что письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, дают финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 34.2 НК РФ).
На основании вышеизложенного по вопросам разъяснения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах необходимо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ