Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО от 31.03.2020 об оказании дополнительной поддержки для смягчения финансовых последствий введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции и сообщает.
1. В части уплаты налога на имущество организаций и земельного налога
Вопросы оказания мер поддержки в сложных эпидемиологических условиях в виде установления налоговых каникул по уплате налога на имущество организаций и земельного налога не относятся к компетенции ФНС России.
Одновременно сообщается, что согласно пункту 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Правительство Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно), в частности, продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу; продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов).
Принятым во исполнение указанных положений Кодекса Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» от 02.04.2020 № 409 (далее — Постановление № 409) предусмотрено продление на 3 месяца установленного Кодексом срока представления налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), срок подачи которых приходится на март — май 2020 года.
Таким образом, срок представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год продлен до 30.06.2020.
Сроки уплаты налога на имущество организаций, транспортного налога и авансовых платежей по указанным налогам для налогоплательщиков-организаций, согласно статьям 363 и 383 Кодекса, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельный налог и авансовые платежи по налогу, согласно пункту 1 статьи 397 Кодекса, подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (далее — Указ № 206) и от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ № 239) с 30.03.2020 по 03.04.2020 и с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно установлены нерабочие дни.
При этом в пункте 2 Указа № 206 и в пункте 4 Указа № 239 перечислены организации, на которые положения данных указов в части установления нерабочих дней не распространяются. К таким организациям, например, относятся непрерывно действующие организации; медицинские и аптечные организации; организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости; осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
В этой связи с учетом положений пунктов 6 и 7 статьи 6.1 Кодекса сроки уплаты организациями (за исключением организаций, поименованных в пункте 2 Указа № 206 и в пункте 4 Указа № 239) сумм налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога, а также авансовых платежей за I квартал по указанным налогам, приходящиеся на даты с 30.03.2020 по 30.04.2020 включительно, переносятся на 06.05.2020.
Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления № 409 организациям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, включенным на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП), предоставляются, в частности, следующие меры поддержки: если законами субъектов Российской Федерации предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, то указанные авансовые платежи за первый квартал 2020 года подлежат уплате не позднее 30 октября 2020 года, за второй квартал 2020 года — не позднее 30 декабря 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с учетом изменений и дополнений).
Согласно пункту 2 Постановления № 409 осуществление организациями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц на 1 марта 2020 года.
Согласно пункту 4 статьи 4 Кодекса высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Кодекса либо если в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Кодекса предусмотрены более ранние сроки их уплаты.
2. В части уплаты страховых взносов
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 409 для субъектов МСП и относящихся к категории микропредприятий, которые заняты в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предусматривается продление сроков уплаты страховых взносов на 6 месяцев (исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за период март — май 2020 года) и на 4 месяца (исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за период июнь — июль 2020 года).
Дополнительной меры поддержки в виде продления сроков уплаты страховых взносов распространяются в отношении организаций, удовлетворяющих одновременно всем условиям, указанным в подпункте «б» пункта 1 и пункте 2 Постановления № 409.
3. В части предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (страховых взносов)
Пунктом 5 Постановления № 409 утверждены Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее — Правила).
Согласно пункту 2 Правил отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, срок уплаты которых наступил в 2020 году (за исключением акциза и налога на добычу полезных ископаемых, а также налогов, уплачиваемых налоговым агентом).
Для получения отсрочки или рассрочки согласно пунктам 1 и 3 Правил заявитель (индивидуальный предприниматель либо организация) должен соответствовать следующим критериям:
-
код основного вида деятельности заинтересованного лица по состоянию на 01.03.2020 относится к перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции;
-
доход заинтересованного лица снизился более чем на 10 процентов или получен убыток по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов заинтересованному лицу необходимо направить заявление и обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки), в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица, а организациям, относящимся к категории крупнейших налогоплательщиков, — в налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
В случаях, установленных пунктами 9, 11—12 Правил, может потребоваться представление обеспечения в форме залога, поручительства либо банковской гарантии и графика погашения задолженности.
С более подробной информацией об условиях предоставления отсрочки или рассрочки в соответствии с Постановлением № 409, а также рекомендуемыми образцами заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки и обязательства о соблюдении заинтересованным лицом условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по основанию и на условиях, предусмотренных Правилами, можно ознакомиться в разделе «Меры поддержки бизнеса» на официальном сайте ФНС России.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С. Л. БОНДАРЧУК