Департамент налоговой политики в части своей компетенции рассмотрел обращение о налоговых преференциях по налогу на имущество организаций и земельному налогу для арендодателей коммерческой недвижимости и сообщает следующее.
В соответствии со статьями 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог — к местным налогам, являются одними из основных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступают.
Средства от уплаты данных налогов направляются на финансирование расходных обязательств региональных и местных бюджетов, в том числе в социальной сфере, что особенно актуально в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, когда социальные обязательства региональных и местных бюджетов возрастают.
В части предоставления арендодателям отсрочки (рассрочки) по уплате налога на имущество организаций и земельного налога сообщаем, что в настоящее время в целях оказания поддержки владельцам торговых центров Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 16.05.2020 № 699 «О внесении изменений в Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов» предусмотрено получение арендодателем отсрочки по уплате отдельных налогов и авансовых платежей по ним, в частности по налогу на имущество организаций и земельному налогу, в случае если он предоставил пользователю помещения отсрочку по арендной плате. Арендодатель должен быть собственником недвижимости, а его основной вид деятельности — соответствовать коду ОКВЭД 68.2 «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом».
Обращаем внимание, что законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (пункт 12 статьи 64 Кодекса).
Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы по региональным и местным налогам, дифференцировать налоговые ставки (с правом установления нулевых налоговых ставок).
При этом решения, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно, не должны повлечь риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Одновременно отмечаем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции» (далее — Перечень) утвержден перечень отраслей экономики, организации которых имеют право на получение ряда мер государственной поддержки (в том числе в форме предоставления отсрочек по налоговым платежам), направленных на стабилизацию состояния в сложившейся ситуации.
Более подробную информацию о мерах государственной поддержки по обеспечению устойчивого развития экономики можно получить на официальном сайте Правительства Российской Федерации в разделе «COVID-19. Меры поддержки граждан и экономики».
Дополнительно сообщаем, что по вопросам, связанным с Перечнем, представляется целесообразным обращаться в Министерство экономического развития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, определенный ответственным за формирование перечня системообразующих организаций, а также отраслей экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Заместитель директора Департамента В.В. САШИЧЕВ