Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В связи с введением в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее — ОКВЭД 2) начиная с 11.07.2016 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП) коды видов экономической деятельности отражаются в соответствии с ОКВЭД 2.
Коды видов экономической деятельности, внесенные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП до 11.07.2016 (далее — ОКВЭД 1), в автоматическом режиме приведены в соответствие с ОКВЭД 2 с учетом переходных ключей, разработанных Минэкономразвития России. Алгоритм, по которому коды ОКВЭД 1 приводились в соответствие с кодами ОКВЭД 2, согласован с Минэкономразвития России и Федеральным казначейством.
Информация о переходе при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на использование ОКВЭД 2 и автоматической замене содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП кодов ОКВЭД 1 на коды ОКВЭД 2 размещалась на сайте ФНС России в июне 2016 года, а также в феврале 2017 года в разделе «Новости», с указанием в случае необходимости на возможность уточнения кода ОКВЭД путем подачи хозяйствующим субъектом соответствующего заявления в налоговый орган.
В соответствии с Перечнем общероссийских классификаторов и федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов, а также согласование изменений к ним, утвержденным пунктом 3.5 Правил стандартизации (приказ Ростехрегулирования от 14.12.2005 № 311-ст), вопросы разработки, ведения, применения и предоставления организациям и физическим лицам информации в отношении ОКВЭД относятся к компетенции Минэкономразвития России.
Внесение сведений в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП о кодах ОКВЭД осуществляется на основании документов, представленных при государственной регистрации хозяйствующим субъектом (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Код основного вида деятельности определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно, и для внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП в части смены основного ОКВЭД необходимо представить в регистрирующий орган соответствующее заявление. Датой внесения изменений в указанные выше реестры является дата осуществления государственной регистрации по представленному заявлению.
С учетом изложенного выше нормативными актами предоставлены возможность и право хозяйствующим субъектам самостоятельно определить ОКВЭД и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в том числе отнесение к основному либо дополнительному виду деятельности.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее — Постановление № 409) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 570, от 15.05.2020 № 685, от 16.05.2020 № 699 и от 30.05.2020 № 792, предусматривающее перенос срока уплаты и упрощенные механизмы отсрочки (рассрочки) для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Перечень таких отраслей, сфер деятельности (по кодам ОКВЭД 2) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.04.2020 № 479, от 18.04.2020 № 540, от 12.05.2020 № 657, от 26.05.2020 № 745 и от 26.06.2020 № 927 (далее — Перечень).
Работа ФНС России в части предоставления мер поддержки проводится в соответствии с Постановлением № 409 в отношении налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по соответствующим ОКВЭД, наиболее пострадавших отраслей.
В ОКВЭД 2 отражены отдельные классы (XX), подклассы (XX. X), группы (XX. XX), подгруппы (XX. XX. X) и виды (XX.XX.XX), при этом, если в Перечне или Правилах указан целиком класс или подкласс для одной из отраслей, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень или соответствуют критериям Правил.
С более подробной информацией о мерах поддержки можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России в разделе «Меры поддержки бизнеса» (https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/) или воспользовавшись соответствующим агрегированным сервисом (https://service.nalog.ru/covid19/).
В случае расширения перечня отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, все принимаемые ФНС России меры поддержки, а также правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам будут распространяться и на организации, относящиеся к этим отраслям.
Одновременно сообщается, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
Кроме того, позиция ФНС России по вопросу смены (уточнения) кода основного вида деятельности по ОКВЭД была направлена в адрес Министерства финансов Российской Федерации в рамках рассмотрения предложений Министерства экономического развития Российской Федерации о возможности определения основного вида деятельности по коду ОКВЭД, уточненному субъектом малого и среднего предпринимательства в ЕГРЮЛ или ЕГРИП внутри класса (подкласса), группы (подгруппы), которые включают в себя ОКВЭД пострадавших отраслей.
Также сообщаем, что в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе не относящихся к субъектам МСП и (или) деятельность которых не относится к отраслям, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях изменения сроков уплаты возможно рассмотрение вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в соответствии с положениями главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
В соответствии со статьей 64 Кодекса отсрочка (рассрочка) по уплате налогов представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований и в пределах сроков, установленных указанной статьей.
Пунктом 2 статьи 64 Кодекса предусмотрено, что отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии хотя бы одного из оснований, установленных указанной статьей.
На основании пункта 5 статьи 64 Кодекса заявление о предоставлении рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган.
К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 статьи 64 Кодекса.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочки), определен главой 9 Кодекса и изданным в соответствии с ней Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ (далее — Порядок).
При этом отмечается, что обязательным условием для предоставления рассрочки по уплате налогов является предоставление обеспечения в форме залога в соответствии со статьей 73 Кодекса, поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса или банковской гарантии в соответствии со статьей 74.1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 16.2 Порядка заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, обращается в ФНС России через управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д. С. САТИН