Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 16.07.2020 по вопросу о применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в отношении объектов недвижимости, используемых для размещения гостиниц, и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное) разъяснение норм Кодекса об особенностях определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций (далее — налог) в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Вместе с тем по указанному вопросу полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В силу статьи 378.2 Кодекса особенности определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости), исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяются законами субъектов Российской Федерации в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (далее — техучет) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В целях статьи 378.2 Кодекса условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3—5 статьи 378.2 Кодекса.
В частности, согласно пункту 4 статьи 378.2 Кодекса в целях указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами техучета предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Кодекса фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость (далее — перечень), направляет перечень в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, если здание гостиницы отвечает условиям, установленным пунктами 3—5 статьи 378.2 Кодекса, и на основании этого такой объект включен в перечень, то налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость с учетом закона субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 2 статьи 378.2 Кодекса.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 15.05.2015 № 03-05-05-01/27971.
По вопросу обоснованности внесения в перечень объектов недвижимости, используемых для размещения гостиниц, полагаем целесообразным учитывать сложившуюся судебную практику (в том числе определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 № 5-АПГ15-13, от 27.10.2016 № 49-АПГ16-44, апелляционные определения этой же Судебной коллегии от 30.03.2017 № 5-АПГ17-26, от 16.08.2017 № 49-АПГ17-19).
Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л. БОНДАРЧУК