Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ПАО от 04.06.2020 и сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения.
Пунктом 7 статьи 309.1 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика перенести на будущее убыток, определенный по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, составленной в соответствии с ее личным законом за финансовый год.
Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 436-ФЗ) внесены изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 309.1 Кодекса, предусматривающие, в частности, определение величины прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании по данным ее финансовой отчетности с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 3, 3.1, 7 и 8 статьи 309.1 Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 309.1 Кодекса (в редакции Федерального закона № 436-ФЗ) в случае, если по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, составленной в соответствии с ее личным законом за финансовый год, определен убыток, указанный убыток может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтен при определении прибыли контролируемой иностранной компании, если иное не установлено пунктом 7.1 статьи 309.1 Кодекса.
При этом сохранилось правило пункта 2 статьи 309.1 Кодекса, по которому прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании, определенная по данным финансовой отчетности этой компании и выраженная в иностранной валюте, уменьшенная на величину дивидендов (распределенной прибыли), учитываемых в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 25.15 Кодекса, подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, определяемого за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.
Таким образом, для уменьшения прибыли контролируемой иностранной компании на величину убытков прошлых лет указанные убытки подлежат пересчету в рубли в следующем порядке:
убытки контролируемой иностранной компании, полученные за финансовый год, завершившийся в 2018 году, и за последующие финансовые годы, для целей переноса на будущие периоды подлежат пересчету в рубли в порядке, установленном пунктом 2 статьи 309.1 Кодекса;
совокупная величина остатка накопленных убытков прошлых лет, полученных контролируемой иностранной компанией и не перенесенных на будущее, сформированная по состоянию на последнее число финансового года, завершившегося до 2018 года, подлежит пересчету в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 31.12.2017, и тем самым формирует входящее сальдо накопленных убытков прошлых лет, выраженное в рублях, для последующего учета при определении прибыли контролируемой иностранной компании.
Указанный порядок применяется начиная с налогового периода по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц), в котором будет определяться прибыль контролируемой иностранной компании за финансовый год, завершившийся в 2018 году, и последующие финансовые годы. Перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц) и подача уточненных деклараций в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за прошедшие налоговые периоды не производятся.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента Н. А. КУЗЬМИНА