Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО от 15.07.2020 по вопросу предоставления мер поддержки арендодателям в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и в части вопросов, относящихся к компетенции ФНС России, сообщает следующее.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утвержденных указанным постановлением (далее — Требования), меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.
Согласно пункту 1 Требований они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, в соответствии со статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Таким образом, меры поддержки, связанные с предоставлением налоговых льгот в отношении объектов налогообложения, являющихся предметом договора аренды, могут быть установлены посредством принятия вышеуказанных законов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы от 24.03.2020 № 212-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности» (далее — Постановление № 212-ПП) установлено продление срока уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 г. по налогу на имущество организаций и земельному налогу до 31 декабря 2020 г. (включительно) налогоплательщикам-организациям, которые согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 г. об основных видах экономической деятельности осуществляют деятельность в сфере здравоохранения, торговли, общественного питания, туризма, культуры, физической культуры и спорта, организации досуга и развлечений, демонстрации кинофильмов, предоставления гостиничных услуг, дополнительного образования, санаторно-курортного лечения, организации конференций и выставок, оказания бытовых услуг населению, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности по кодам согласно приложению к Постановлению № 212-ПП.
Кроме того, пунктом 5 Постановления № 212-ПП предусмотрено, что меры экономической поддержки предоставляются:
1) организациям — собственникам зданий, сооружений, помещений, расположенных на территории г. Москвы и используемых для размещения торговых объектов, в том числе торговых центров (комплексов), объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также управляющим компаниям закрытых паевых инвестиционных фондов, в составе которых имеются указанные здания, сооружения, помещения, при условии приостановления работы на этих объектах в соответствии с п. 3.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (далее — Указ № 12-УМ), а в случае если объекты предоставлены арендаторам — также при условии снижения данными организациями за период с первого числа месяца приостановления работы на этих объектах в соответствии с пунктом 3.2 Указа № 12-УМ до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление работы, но не ранее 1 июля 2020 г. арендаторам помещений (площадей) арендных платежей (арендной ставки) не менее чем на двукратный размер суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок, относящийся к сданной в аренду площади данного объекта недвижимости, за соответствующий период и не менее чем на 50% изначально действовавшей арендной ставки:
в объеме суммы налога на имущество организаций за соответствующий период, относящейся к арендуемой площади данного объекта недвижимости, в порядке, установленном Правительством Москвы;
в объеме половины суммы налога на имущество организаций за соответствующий период, относящейся к используемой собственником, управляющей компанией закрытого паевого инвестиционного фонда или взаимозависимыми с ними лицами площади данного объекта недвижимости, в порядке, установленном Правительством Москвы;
путем продления срока уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций и земельному налогу, подлежащих уплате по итогам II квартала 2020 г., до 31 декабря 2020 г. (включительно);
путем предоставления беспроцентной отсрочки до 31 декабря 2020 г. (включительно) по уплате арендной платы за II квартал 2020 г. по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты недвижимости, указанные в абзаце первом пункта 5.1 Постановления № 212-ПП;
2) организациям — собственникам зданий, сооружений, помещений, расположенных на территории г. Москвы и используемых для размещения гостиниц, управляющим компаниям закрытых паевых инвестиционных фондов, в составе которых имеются указанные здания, сооружения, помещения, а в случае если они предоставлены арендаторам — при условии снижения данными организациями за II квартал 2020 г. арендаторам помещений (площадей) арендных платежей (арендной ставки) не менее чем на двукратный размер суммы налога на имущество организаций, относящейся к сданной в аренду площади данного объекта недвижимости, за соответствующий период и не менее чем на 50% изначально действовавшей арендной ставки:
в объеме суммы налога на имущество организаций за соответствующий период, относящейся к арендуемой площади данного объекта недвижимости, в порядке, установленном Правительством Москвы;
в объеме половины суммы налога на имущество организаций за соответствующий период, относящейся к используемой собственником площади данного объекта недвижимости, в порядке, установленном Правительством Москвы;
путем продления срока уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций и земельному налогу, подлежащих уплате по итогам II квартала 2020 г., до 31 декабря 2020 г. (включительно);
путем предоставления беспроцентной отсрочки от 31 декабря 2020 г. (включительно) по уплате арендной платы за II квартал 2020 г. по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты недвижимости, указанные в абзаце первом пункта 5.2 Постановления № 212-ПП.
Согласно положениям статьи 34.2 Кодекса письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах дают финансовые органы субъектов Российской Федерации. Поэтому по вопросу порядка применения вышеуказанных положений Постановления № 212-ПП организации следует обратиться в финансовые органы г. Москвы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 396 Кодекса налогоплательщики земельного налога, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Форма заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ «Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме».
Право на налоговые льготы по налогу на имущество организаций, в том числе предусмотренные в соответствии со статьей 372 Кодекса, заявляется налогоплательщиками посредством указания в налоговой декларации по налогу на имущество организаций соответствующих кодов льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 6 статьи 88 Кодекса установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти дней необходимые пояснения об имуществе, по которому применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
В случае необходимости подтверждения права на вышеуказанные льготы, предусмотренные Постановлением № 212-ПП, налогоплательщики могут представить в налоговые органы, например, договор аренды; дополнительное(ые) соглашение(я) к договору аренды, предусматривающее(ие) отсрочку уплаты арендной платы и снижение размера арендной платы за период применения налоговой льготы; документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды в течение 2020 года, включая период применения налоговой льготы; иные документы, позволяющие подтвердить право на применение налоговой льготы с учетом установленных условий ее действия.
Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.С. САТИН