Департамент налоговой политики рассмотрел интернет-обращение организации от 29.07.2020 и сообщает следующее.
В настоящее время в действующем законодательстве совершение операций с криптовалютой на территории Российской Федерации не имеет правового закрепления.
Вместе с тем, по мнению Департамента, при совершении налогоплательщиком операций с криптовалютой для целей налогообложения прибыли следует руководствоваться следующим подходом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), устанавливающей принципы определения доходов, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии, в частности, с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Доходы в целях главы 25 НК РФ классифицируются как доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ) (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в статье 251 НК РФ.
Учитывая отсутствие в главе 25 НК РФ особого порядка налогообложения доходов, полученных при совершении операций с криптовалютой, указанные доходы налогоплательщика учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общем порядке.
Также сообщается, что с 01.01.2021 вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением подпункта «б» пункта 3 статьи 17 указанного Федерального закона), согласно которому цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
При этом обращаем внимание, что согласно положениям статьи 271 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиком, применяющим метод начисления, доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 НК РФ.
Таким образом, для целей главы 25 НК РФ фактическое поступление денежных средств и иные способы оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль значения не имеют.
Заместитель директора Департамента А.А. СМИРНОВ