Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение 23.01.2020 касательно зачета налога, удержанного и уплаченного в Румынии при выплате филиалом иностранной компании, расположенным в Румынии, заимодавцу — налоговому резиденту Российской Федерации процентов по договору займа, и сообщает следующее.
Как следует из обращения, российская организация, являясь заимодавцем по договору займа с иностранной компанией, зарегистрированной в иностранной юрисдикции, с которой у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, предоставляет целевой заем на финансирование деятельности филиала данной иностранной компании, состоящей на учете в налоговых органах Румынии в качестве постоянного представительства. Согласно договору займа предусмотрено использование заемных средств исключительно филиалом на финансирование проекта, осуществляемого самим филиалом. При этом заемные средства перечисляются на счет филиала. Филиал обязан самостоятельно выплачивать проценты по полученному займу непосредственно заимодавцу — российской организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 27.09.1993 (далее — Конвенция) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
Одновременно в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Конвенции проценты могут облагаться налогами в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель имеет фактическое право на проценты, то взимаемый налог не должен превышать 15 процентов от общей суммы процентов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Конвенции, если лицо, выплачивающее проценты, независимо от того, является оно лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство или постоянную базу, в связи с которыми возникла задолженность, по которой выплачиваются проценты, и расходы по выплате этих процентов несет постоянное представительство или постоянная база, то считается, что такие проценты возникают в том Договаривающемся Государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база.
Согласно пункту 26 Комментариев к статье 11 Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее — Комментарии и Модельная конвенция) в пункте 5 Модельной конвенции (соответствующий пункт 6 статьи 11 Конвенции) установлен принцип, согласно которому государством источника процентов является государство, резидентом которого является плательщик процентов. Однако из этого правила предусмотрено исключение в отношении процентного займа, который имеет очевидную «экономическую связь» с постоянным представительством плательщика процентов, расположенным в другом договаривающемся государстве. Если заем получен для нужд этого представительства и проценты выплачиваются за счет этого представительства, данный пункт устанавливает, что источник процента находится в договаривающемся государстве, в котором расположено постоянное представительство, без учета резидентства владельца постоянного представительства, даже если он является резидентом третьего государства.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также положения пункта 27 Комментариев к статье 11 Модельной конвенции, из указанных условий можно предположить существование «экономической связи» между займом, предоставленным российской организацией, и румынским филиалом иностранной компании в силу того, что заемные средства используются в деятельности только филиала в Румынии и уплата процентов по займу в адрес заимодавца осуществляется непосредственно филиалом.
Одновременно в соответствии со статьей 24 Конвенции, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход в другом Договаривающемся Государстве, который в соответствии с положениями Конвенции может облагаться налогами в этом другом Государстве, сумма налога на такой доход, уплаченная в этом другом Государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с дохода такого лица в первом упомянутом Государстве. Однако такой вычет не должен превышать сумму налога первого упомянутого Государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
В связи с вышеизложенным на основании положений Конвенции сумма налога, фактически удержанная при выплате филиалом процентов в Румынии в размере, соответствующем положениям статьи 11 Конвенции, может быть принята к зачету при уплате заимодавцем — российской организацией налога на прибыль в отношении таких процентов в Российской Федерации при соблюдении требований, установленных статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ