Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрели обращение, поступившее письмом от 13.08.2020, и сообщают следующее.
1. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 статьи 149 Кодекса), производимых и реализуемых:
общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов.
2. В соответствии со статьей 264 Кодекса организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов, а также учреждения, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, расходы на цели социальной защиты инвалидов вправе учитывать при определении налоговой базы, то есть на указанные расходы вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Так, согласно подпункту 38 пункта 1 статьи 264 Кодекса организации, использующие труд инвалидов, в которых от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда — не менее 25 процентов, вправе учитывать в составе прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на социальные нужды инвалидов. Под целями социальной защиты инвалидов признаются улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов (включая закупку и монтаж оборудования и организацию труда рабочих-надомников), обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации (включая приобретение и обслуживание технических средств реабилитации, собак-проводников, путевок в санаторно-курортные учреждения), обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание инвалидов, организацию отдыха детей-инвалидов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В составе расходов на оплату труда учитываются доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 23 статьи 255 Кодекса).
Кроме этого, в силу норм подпункта 39.2 пункта 1 статьи 264 и статьи 267.1 Кодекса организации, использующие труд инвалидов, в которых от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда — не менее 25 процентов, на основании самостоятельно разработанных и утвержденных программ могут создавать на срок не более пяти лет резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если создание резерва предусмотрят в учетной политике для целей налогообложения. При этом отчисления в резерв не могут превышать 30 процентов полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанного резерва. Расходы по формированию резерва учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что меры государственной поддержки организаций, использующих труд инвалидов, в части льготного налогообложения налогом на прибыль организаций в достаточной степени урегулированы действующей редакцией главы 25 Кодекса.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Пунктом 5 статьи 395 Кодекса установлено, что освобождаются от налогообложения земельным налогом общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Одновременно сообщается, что согласно Кодексу налог на имущество организаций и транспортный налог относятся к региональным налогам, а земельный налог — к местным налогам. Средства от уплаты указанных налогов являются существенными доходными источниками региональных и местных бюджетов.
Учитывая региональный (местный) характер рассматриваемых налогов, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований Кодексом предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории. К таким полномочиям отнесены, прежде всего, полномочия по установлению налоговых льгот и пониженных налоговых ставок.
Таким образом, вопросы, касающиеся предоставления дополнительных налоговых льгот по налогу на имущество организаций, земельному налогу и транспортному налогу для организаций, имеющих в штате инвалидов, могут быть урегулированы соответственно на региональном (местном) уровне.
Заместитель директора Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов А.Т. ЗАИТОВ