Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 18.06.2020 по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации (с учетом положений абзаца второго пункта 1 части второй статьи 250 Кодекса), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.
Абзацем вторым пункта 1 части второй статьи 250 Кодекса предусмотрено, что для целей главы 25 Кодекса к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации.
Вместе с тем в силу норм статьи 7 Кодекса налогообложение дохода в виде остатка средств на валютном счете, перечисляемого украинскому участнику в качестве имущества от ликвидации российской компании, подлежит в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее — Соглашение).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Соглашения термин «дивиденды» означает доход от акций или других прав, которые не являются долговыми обязательствами, дающими право на участие в прибыли, так же как доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налогообложению, как доходы от акций, в соответствии с налоговым законодательством Государства, резидентом которого является предприятие, распределяющее прибыль.
При этом при применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует учитывать Комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее — Комментарии и Модельная конвенция), в том числе на основе которой Российской Федерацией заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
Согласно пункту 28 Комментариев к статье 10 «Дивиденды» Модельной конвенции выплаты, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли на основе решения, принимаемого на ежегодных собраниях акционеров компании, но также иные выплаты к денежной форме или имеющие денежный эквивалент, такие как премиальные акции, премии, ликвидационные выплаты и скрытое распределение прибыли. Как правило, распределение прибыли, которое сопровождается уменьшением прав, например выплаты, представляющие собой возврат капитала в любой форме, не рассматриваются как дивиденды.
Таким образом, доход в виде остатка средств на валютном счете, перечисляемый украинскому участнику в качестве имущества от ликвидации российской организации, должен быть квалифицирован как дивиденды для целей налогообложения и подлежать налогообложению у источника по ставкам, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Соглашения.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента А.А. СМИРНОВ