Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение генерального директора ООО в части вопросов, относящихся к компетенции ФНС России, сообщает следующее.
1. Обязана ли организация хранить отчетные документы в оригиналах, которые являлись основанием для возврата денежных средств? Каков срок хранения?
В соответствии с частью 8 пункта 1 статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
2. Если при получении требования из налоговой инспекции на пояснение ситуации получается, что ООО 2 получило товар от ООО 1 по ТТН, но у ООО 1 нет оригинала доверенности в хранении, чтобы доказать, что правомерно получен товар с полномочиями у этого сотрудника ООО 2 (так как обычно получают по доверенности и без печати), а ООО 2 указывает в своем объяснении, что товар не получало и доверенностей не выдавало, как отнесется к этому налоговая инспекция в таком случае?
Пунктом 3 статьей 93 Кодекса установлено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки.
3. Обязан ли инспектор налоговой службы при направлении требований, запросов как-то подтвердить, что он их направил юридическому лицу, если юридическое лицо отказывается признавать получение? Ответьте, пожалуйста, исходя из закона и обычной деловой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Кодекса в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
При этом Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, установлено, что при приеме регистрируемого почтового отправления отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).
В соответствии с пунктом 10 Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@, при получении участником электронного взаимодействия квитанции о приеме электронного документа датой его получения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме электронного документа.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.С. САТИН