Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и благодарит за инициативу в отношении совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, внимательно рассматриваются в Департаменте и учитываются в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что вопрос о распространении мер государственной поддержки на индивидуальных предпринимателей может быть рассмотрен после принятия решения о включении деятельности указанной категории налогоплательщиков в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 419 Кодекса определено две категории плательщиков страховых взносов:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели (подпункт 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса);
2) лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели), в частности индивидуальные предприниматели (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса).
При этом согласно пункту 2 статьи 419 Кодекса, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Так, в случае если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем и одновременно работодателем, то такой плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по двум основаниям: за себя как за индивидуального предпринимателя и как работодатель.
Работодатели исчисляют страховые взносы с выплат в пользу своих работников с применением тарифов, установленных статьей 425 или 427 Кодекса. Индивидуальные предприниматели уплачивают за себя страховые взносы в порядке, установленном статьей 430 Кодекса.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия принимать решения, в частности, по продлению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков уплаты страховых взносов, об установлении дополнительных оснований предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее —постановление № 409) предусмотрены для индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (далее — постановление № 434), в частности, продление на 6 месяцев сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март — май 2020 года, на 4 месяца — с выплат за июнь — июль 2020 года и на 4 месяца сроков уплаты страховых взносов, исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, а также предоставление таким плательщикам последующей рассрочки по уплате страховых взносов сроком на один год.
Также постановлением № 409 установлены Правила предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов (авансовых платежей по налогу) и страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением № 434, и осуществляющих отдельные виды экономической деятельности согласно перечню в приложении № 1 к данным Правилам.
Осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Таким образом, если основной вид экономической деятельности индивидуального предпринимателя поименован в упомянутом в постановлении № 434 перечне сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и в перечне в приложении к вышеуказанным Правилам, то на такого индивидуального предпринимателя распространяются все вышеперечисленные меры поддержки, предусмотренные в постановлении № 409.
Одновременно принят Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ), которым для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, поименованную в утвержденном постановлением № 434 перечне, предусматривается установление тарифа страховых взносов 0 процентов с выплат работникам за II квартал 2020 года.
Также указанным Федеральным законом № 172-ФЗ для упомянутых индивидуальных предпринимателей предусмотрено уменьшение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину МРОТ за расчетный период 2020 года.
Кроме того, Федеральным законом № 172-ФЗ установлено, что указанные индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, исчисляемого и уплачиваемого в соответствии с пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, — в части авансового платежа, исчисленного за полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа, исчисленного за I квартал 2020 года.
Заместитель директора Департамента В. А. ПРОКАЕВ