Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 07.10.2020 по вопросу о применении для целей налогообложения изменений, внесенных в акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, и направляет следующие рекомендации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, в соответствии с которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — нормативные акты) об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (Определение от 03.02.2010 № 165-О-О, постановление от 02.07.2013 № 17-П).
Полагаем обоснованным использовать данную позицию применительно к нормативным актам об утверждении кадастровой стоимости иных объектов недвижимости в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами пункта 2 статьи 375 и статьи 403 Кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.
Статьей 5 Кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Вопрос о наличии оснований рассматривать изменения, внесенные в нормативные акты, как улучшающие положение налогоплательщика и распространяющиеся с обратной силой на предыдущие налоговые периоды целесообразен, учитывая позицию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на внесение вышеуказанных изменений.
Споры по применению нормативных актов решаются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л. БОНДАРЧУК