Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу применения патентной системы налогообложения (далее — ПСН) и сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуации.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ПСН устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальными предпринимателями применяется ПСН, установлен пунктом 2 статьи 346.43 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по оформлению интерьера жилого помещения и услуг художественного оформления.
Пунктом 1 статьи 346.45 Кодекса установлено, что документом, удостоверяющим право на применение ПСН, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена ПСН.
Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте, за исключением случаев, когда законом субъекта Российской Федерации определена территория действия патентов в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, группировка «Деятельность специализированная в области дизайна» (код 74.10) включает вид деятельности по предоставлению услуг декораторов интерьера.
Таким образом, при наличии у индивидуального предпринимателя патента на оказание услуг по оформлению интерьера жилого помещения и услуг художественного оформления такой индивидуальный предприниматель вправе осуществлять указанные услуги в рамках указанного вида деятельности, в том числе дистанционным способом посредством сети Интернет.
Вместе с тем пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса установлено, что при применении ПСН индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, в отношении которых применяется ПСН.
Согласно пункту 81 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 27.11.2019 № 711, средняя численность работников (включая иностранных граждан, лиц без гражданства), выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. При этом в среднюю численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, не включаются лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — НПД).
Таким образом, индивидуальный предприниматель — налогоплательщик ПСН, использующий труд наемных работников, применяющих НПД, с которыми заключены договоры возмездного оказания услуг, при определении средней численности наемных работников за налоговый период в целях соблюдения ограничения, установленного пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса, не должен учитывать таких работников.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента Н. А. КУЗЬМИНА