В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России 29 октября 2020 г., о применении налога на добавленную стоимость при приобретении российским индивидуальным предпринимателем услуг в электронной форме, поименованных в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации, у белорусской организации Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщается, что пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг в торговых отношениях государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол), являющимся приложением № 18 к Договору.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства — члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Место реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 29 раздела IV «Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» Протокола.
Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подпунктах 1—4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.
Учитывая изложенное, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых белорусской организацией российскому индивидуальному предпринимателю, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Вместе с тем следует отметить, что данный порядок уплаты налога на добавленную стоимость применяется при условии, что услуги, оказываемые белорусской организацией в электронной форме, не поименованы в пункте 4 пункта 29 Протокола, согласно которому местом реализации услуг признается территория государства — члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность их покупатель.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме
Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ