Департамент налоговой политики в связи с обращением о порядке применения налога на профессиональный доход (далее — НПД) сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“» (далее — Федеральный закон) налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим НПД в порядке, установленном Федеральным законом.
Ограничения, связанные с применением специального налогового режима НПД, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 6 Федерального закона не признаются объектом налогообложения НПД доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Наличие ранее заключенных гражданско-правовых договоров между юридическим лицом и физическим лицом не является ограничением для применения указанным физическим лицом специального налогового режима НПД в отношении дохода, полученного от осуществления деятельности в рамках гражданско-правового договора, заключенного между физическим лицом, являющимся налогоплательщиком НПД, и указанным юридическим лицом, при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 Кодекса.
Согласно части 8 статьи 2 Федерального закона физические лица, применяющие специальный налоговый режим НПД, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД.
Таким образом, исчисление и удержание сумм налога на доходы физических лиц налоговым агентом в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД, не производятся.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
При этом частью 1 статьи 15 Федерального закона предусмотрено, что выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком НПД в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона.
Таким образом, если упомянутое вознаграждение физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим НПД, подлежит учету при определении налоговой базы по НПД, то при наличии вышеуказанного чека у организации такое вознаграждение не подлежит обложению страховыми взносами.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента В. А. ПРОКАЕВ