Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 18.11.2020 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.
В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.
Таким образом, доходы физического лица — члена совета директоров организации — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, в виде вознаграждения за исполнение управленческих обязанностей относятся к доходам от источников в Российской Федерации независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на это лицо управленческие обязанности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 Кодекса ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых, в частности, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ), в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов (если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей).
Таким образом, в отношении доходов от осуществления трудовой деятельности, получаемых членом совета директоров организации, признаваемым высококвалифицированным специалистом в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, применяется налоговая ставка в размере 13 процентов (если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей).
К доходам такого лица, не признаваемого высококвалифицированным специалистом в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 30 процентов, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 224 Кодекса.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.В. САШИЧЕВ