Об освобождении от налога на прибыль у источника процентных доходов, выплачиваемых российской организацией бахрейнскому филиалу корейского банка

Министерство финансов РФ письмо от 15.02.2021 № 03-08-05/10897
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел обращения от 15.12.2020 и 18.12.2020 по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации).

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относится процентный доход по долговым обязательствам российских организаций, а также по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса налог с видов доходов, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной пунктом 2 статьи 284 Кодекса, а именно по ставке 20 процентов.

Одновременно следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Кодекса при выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы.

Таким образом, согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 7 Кодекса в случае если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, налогообложение выплачиваемого дохода производится в порядке, установленном данным подпунктом.

Между Российской Федерацией и Республикой Корея действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 19.11.1992 (далее — Конвенция), согласно пункту 1 статьи 11 которой проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.

В свою очередь, в силу норм статьи 312 Кодекса положения статьи 11 Конвенции применяются при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Согласно пункту 3 статьи 312 Кодекса в случае, если налоговый агент, выплачивающий доход, удержал налог с дохода иностранной организации без применения пониженных ставок (освобождений от налогообложения), предусмотренных международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, сумма такого налога признается суммой излишне уплаченного налога, а лицо, имеющее фактическое право на получение этого дохода, вправе обратиться за зачетом (возвратом) этого налога в порядке, установленном Кодексом, с представлением документов, указанных в статье 312 Кодекса, в налоговый орган по месту нахождения налогового агента.

Одновременно сообщаем, что с 01.01.2021 Конвенция применяется с учетом положений Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из под налогообложения (далее — Многосторонняя Конвенция).

Статья 6 «Цели налогового соглашения, на которое распространяется настоящая Конвенция» многосторонней Конвенции заменяет новой преамбулой существующую преамбулу Конвенции в части несоответствия.

Согласно новой преамбуле Договаривающиеся Государства выражают общее намерение устранять двойное налогообложение, не создавая возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов, в том числе через использование резидентами третьих юрисдикций преимуществ, предоставляемых Конвенцией.

В соответствии со статьей 7 «Предотвращение злоупотреблений положениями договора» многосторонней Конвенции положения Конвенции применяются с учетом Принципа основной цели (РРТ — Principal Purpose Test), согласно которому льготы, предусмотренные Конвенцией, не предоставляются, если получение льготы было одной из основных целей соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе.

Таким образом, право на применение установленного пунктом 1 статьи 11 Конвенции освобождения от налогообложения у источника процентных доходов, выплачиваемых российской организацией бахрейнскому филиалу корейского банка, фактическим правом на который обладает корейский банк, реализуется при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса и положениями Конвенций с учетом действующих норм многосторонней Конвенции, направленных на предотвращение злоупотреблений положениями Конвенции, и при выполнении условий пункта 2 статьи 54.1 Кодекса.

Дополнительно информируем, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса и положений Конвенции осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля, в порядке, предусмотренном Кодексом.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

А.А. СМИРНОВ