В Департаменте налоговой политики рассмотрено обращение от 14.12.2020 и сообщается следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации (далее — Министерство), утвержденным приказом Министерства от 14.09.2018 № 194н, если законодательством не установлено иное, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В силу пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Министерство дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В этой связи в рамках установленной компетенции сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. При этом ограничений запрашиваемых документов (информации) в части документов (информации), составляющих коммерческую тайну, не предусматривается.
Согласно положениям статьи 102 Кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, поименованных в указанной статье, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению налоговыми органами, если иное не предусматривается федеральными законами.
Кроме того, как отмечает Верховный Суд Российской Федерации, если истребование документов связано с обоснованной необходимостью, требование позволяет идентифицировать контрагента, по взаимоотношениям с которым запрошены документы, конкретизирует документы, информацию и период, за который они должны быть представлены, то отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017).
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктом 2 указанной статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Согласно пункту 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктом 2 указанной статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления истребуемых в соответствии со статьей 93.1 Кодекса документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса (пункт 6 статьи 93.1 Кодекса).
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 19 Кодекса.
Заместитель директора Департамента
В.В. САШИЧЕВ