Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение от 29.12.2020, сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
На основании пункта 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, а в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, — с учетом коэффициента 4 вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект.
В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Принимая во внимание вышеуказанные положения Кодекса, отмечаем, что исчисление земельного налога организациями в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» («блокированной жилой застройки»), используемых по их целевому назначению для индивидуального жилищного строительства (жилых блоков-секций), осуществляется по налоговой ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, и с применением коэффициентов, установленных пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
Обращаем внимание, что применение указанных коэффициентов прекращается только в случае государственной регистрации права на построенный объект недвижимости, для строительства которого приобретался (предоставлялся) в собственность физическими и юридическими лицами соответствующий земельный участок. Иных оснований для прекращения применения коэффициентов и, соответственно, зачета (возврата) излишне уплаченного земельного налога в случае постройки жилого объекта до истечения трехлетнего срока строительства действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента
В.В. САШИЧЕВ