О постановке на учет иностранной организации, оказывающей услуги через Интернет российским поставщикам, о применении ККТ и валютного законодательства

Федеральная налоговая служба письмо от 03.03.2021 № КВ-4-14/2725@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, поступившее письмом от 03.02.2021, по вопросу необходимости постановки на учет иностранной компании сообщает следующее.

1. Из рассматриваемого обращения не представляется возможным определить поставщика услуг, их потребителя, а также какие именно услуги оказываются.

Вместе с тем в случае если иностранная организация оказывает российским лицам — поставщикам товаров услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров в сети Интернет, то необходимо руководствоваться следующим.

Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранные организации — посредники, признаваемые налоговыми агентами в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Кодекса, подлежат постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса.

При этом услугой в электронной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 174.2 Кодекса в том числе является услуга по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации указанных услуг является территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Таким образом, иностранной организации необходимо встать на учет в налоговом органе Российской Федерации в том случае, если указанные услуги по размещению в сети Интернет предложений о приобретении (реализации) товаров оказываются покупателям — российским лицам (в рассматриваемом случае российским поставщикам товаров). Обязанность по постановке иностранной организации на учет корреспондирует с соответствующей обязанностью иностранной организации по уплате НДС в отношении оказываемых услуг в электронной форме на территории Российской Федерации, предусмотренной положениями статьи 174.2 Кодекса.

2. Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров, определены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

При этом следует учитывать, что положения Федерального закона № 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, предпринимателя, которые не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и не имеют представительства на территории Российской Федерации.

3. Правомерность проведения операций может быть оценена только в ходе мероприятий валютного контроля на основании изучения документов и информации, являющихся основанием и подтверждающих проведение такой операции.

Из обращения не ясно, в какой валюте предполагается осуществлять расчеты, является ли интернет-платформа, через которую будут осуществляться платежи, организацией финансового рынка или платежи будут осуществляться без открытия банковского счета с использованием электронного средства платежа, предоставленного иностранным поставщиком платежных услуг, будет ли товар пересекать границу Российской Федерации и относится ли сделка к внешнеэкономическим.

Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.

Положениями статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) для резидентов установлена обязанность по репатриации валютной выручки при осуществлении внешнеторговой деятельности на свои счета в уполномоченных банках.

В соответствии с положениями статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 Закона № 173-ФЗ.

Вместе с тем с 01.07.2021 вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 499-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 499-ФЗ), которым устанавливается порядок осуществления резидентами операций с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг.

В том числе Законом № 499-ФЗ установлены ограничения на прием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности (за исключением платежных карт, предоставленных в соответствии с правилами иностранной платежной системы) и для операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности.

Одновременно сообщается, что контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений относится к компетенции таможенных органов.

 

В.Г. КОЛЕСНИКОВ