О признании организаций взаимозависимыми лицами, а сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми

Министерство финансов РФ письмо от 22.03.2021 № 03-12-11/1/20312
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел интернет-обращение от 27.01.2021 (содержащее в приложении обращение от 27.01.2021) и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

С учетом пункта 1 статьи 105.1 Кодекса в целях Кодекса взаимозависимыми лицами признаются лица, перечисленные в пункте 2 указанной статьи.

В частности, взаимозависимыми лицами признаются организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.1 Кодекса). Доля участия лица в организации определяется в соответствии со статьей 105.2 Кодекса.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 6 статьи 105.1 Кодекса при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 105.1 Кодекса, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 указанной статьи.

Сделки между взаимозависимыми лицами признаются в целях Кодекса контролируемыми с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса.

В частности, сделки, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 105.14 Кодекса, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия, установленного пунктом 3 статьи 105.14 Кодекса.

Общие принципы определения цен для целей налогообложения установлены разделом V.1 Кодекса.

Для целей определения доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 Кодекса предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.3 Кодекса, в случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Таким образом, цены в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения должны соответствовать принципу «вытянутой руки» («справедливой цены»). При этом цены в сделках между взаимозависимыми лицами соответствуют указанному принципу в случае, если такие цены признаются рыночными для целей налогообложения.

Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 Кодекса, в том числе с применением методов, предусмотренных главой 14.3 Кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Н.А. КУЗЬМИНА