Федеральная налоговая служба, рассмотрев в рамках своей компетенции письмо ЗАО от 05.03.2021 (далее — Письмо) об электронном документообороте с контрагентами из ЕАЭС и порядке использования электронных документов при определении налоговых обязательств, сообщает следующее.
По вопросам Письма № 1, 2.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 и пунктом 6.6 положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, а также предоставляет государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Вместе с тем по указанному вопросу ФНС России считает возможным обратить внимание на следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ) признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации.
Трехстороннее соглашение не является международным договором Российской Федерации в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом (пункт 2 статьи 1, подпункт «а» статьи 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ).
Электронная подпись иностранного контрагента может быть признана соответствующей признакам усиленной электронной подписи, в случае если аккредитованной доверенной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центром, иным лицом, уполномоченными на это международным договором Российской Федерации, подтверждено ее соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации.
По вопросам Письма № 3, 4, 5.
ФНС России отмечает, что в соответствии с частями 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств) подлежит оформлению первичным учетным документом на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ установлено, что информация в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Согласно пункту 4 раздела II Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы (их копии), в том числе транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства — члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС. Следует отметить, что представления счетов-фактур одновременно с налоговой декларацией не требуется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при экспорте товаров в государство — член ЕАЭС транспортные документы могут не представляться одновременно с налоговой декларацией в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленных по форме, предусмотренной международным межведомственным договором.
Первичные учетные документы, созданные в электронной форме не по установленным ФНС России форматам, в случае их истребования в рамках налоговых проверок представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенных налогоплательщиком копий с отметкой о подписании документа электронной подписью (письмо ФНС России от 11.12.2017 № ЕД-4-15/25048). Также копии могут быть представлены в ФНС России в виде пакета сканированных документов, подписанного усиленной электронной подписью.
Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В. ЕГОРИЧЕВ