Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 10.02.2021 и по вопросу применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.
В целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса.
Согласно положениям статьи 105.14 Кодекса сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, признаются контролируемыми в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в пункте 2 указанной статьи, при условии, что в этом случае сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.
Таким образом, одним из условий признания сделок между взаимозависимыми лицами в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 Кодекса контролируемыми является соблюдение требования, согласно которому местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по таким сделкам является Российская Федерация.
При анализе соблюдения данного требования в ситуациях, когда в состав участников сделок между взаимозависимыми лицами входят исключительно российские организации и их иностранные филиалы, необходимо учитывать следующее.
Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях Кодекса признаются организации, перечисленные в пункте 1 статьи 246.2 Кодекса, в том числе российские организации.
При этом согласно положениям пункта 1 статьи 311 Кодекса доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Учитывая изложенное, полагаем, что вышеуказанное требование в ситуациях, когда в состав участников сделок между взаимозависимыми лицами входят исключительно российские организации и их иностранные филиалы, возможно считать выполненным.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А. КУЗЬМИНА