Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 23.12.2020, зарегистрированное в Министерстве финансов Российской Федерации 03.02.2021, и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщается следующее.
Для целей Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса.
Так, согласно пункту 3 статьи 105.14 Кодекса сделки, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи (трансграничные сделки), и сделки, предусмотренные пунктом 2 указанной статьи (внутрироссийские сделки), признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей и 1 миллиард рублей соответственно.
В то же время отдельные сделки не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1—3 статьи 105.14 Кодекса (пункт 4 статьи 105.14 Кодекса).
В частности, в соответствии с подпунктом 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не признаются контролируемыми сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1—3 указанной статьи.
При этом, принимая во внимание положения пункта 1 статьи 11 Кодекса, полагаем, что при определении состава участников сделок по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами в целях применения подпункта 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 430 и пункта 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что по вопросам о налоговых последствиях предоставления (получения) беспроцентного займа следует руководствоваться позицией Департамента, изложенной в письме от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846, размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет (https://www.minfin.ru/ru/document/).
Дополнительно отмечается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 269 Кодекса по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено данной статьей.
По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 Кодекса, если иное не установлено статьей 269 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А. КУЗЬМИНА