В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России 15 февраля 2021 г., о применении с 1 января 2021 года налога на добавленную стоимость в отношении операций по передаче прав на использование программного обеспечения Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Таким образом, начиная с 1 января 2021 года передача прав на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, облагается налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 174.2 Кодекса предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, является услугой в электронной форме.
На основании положений указанной статьи 174.2 Кодекса при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на эту иностранную организацию. В связи с этим и с учетом пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, в том числе при передаче иностранной организацией российскому индивидуальному предпринимателю с 1 января 2021 года прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость российским индивидуальным предпринимателем в отношении данных услуг в качестве налогового агента Кодексом не предусмотрены.
Вместе с тем в случае если передача прав на использование программ для электронных вычислительных машин предоставляется иностранной организацией не в электронной форме, то местом реализации передачи таких прав также признается территория Российской Федерации на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
При этом необходимо отметить, что на основании пункта 5 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, от исполнения обязанностей налоговых агентов, в том числе по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом, не освобождаются.
Таким образом, российский индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, приобретающий у иностранной организации вышеуказанные права, в целях применения налога на добавленную стоимость признается налоговым агентом и обязан исчислить и уплатить в бюджет сумму этого налога.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А. КУЗЬМИНА