Федеральная налоговая служба, рассмотрев в рамках своей компетенции интернет-обращение от 19.04.2021, сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ) предусмотрено, что форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (в редакции действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200).
Разъяснение законодательства, регулирующего права, обязанности и ответственность сторон гражданско-правовых отношений, возникающих по факту перевозки грузов, в компетенцию ФНС России не входит. При этом в интернет-обращении не указано, в чем конкретно заключаются неоднозначность и конфликт существующих норм, обозначенных в ответе Минтранса России, которые бы при этом входили в круг регулируемых ФНС России вопросов и могли бы быть разрешены информированием налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков (согласно пункту 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — НК РФ).
Вместе с тем, по мнению ФНС России, включение в форму транспортной накладной как в документ, подтверждающий заключение договора перевозки, реквизитов, позволяющих отразить конкретные обстоятельства исполнения договора перевозки указанными в этом документе лицами (в частности, именование лиц, кроме грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, имеющих то или иное отношение к перемещению груза в рамках конкретного договора перевозки, — клиента, экспедитора, выступающего в роли грузоотправителя, и (или) лица, от которого забирается груз), не изменяет имеющиеся в отдельных случаях перевозок взаимоотношения сторон по договору транспортной экспедиции, не накладывает на эти стороны дополнительные обязанности и не освобождает их от использования документов, предусмотренных главой 41 ГК РФ для оформления операций по заключению и исполнению договора транспортной экспедиции.
Аналогично исполнение перевозки, подтвержденное информацией транспортной накладной, согласно нормам статьи 785 ГК РФ и пункту 4 статьи 2 УАТа приводит к возникновению обязанности оплатить перевозку стороной, указанной в транспортной накладной в качестве грузоотправителя, и появлению у нее кредиторской задолженности перед перевозчиком, подтверждающей возможность учета соответствующих затрат для уменьшения налоговой базы при соблюдении иных требований, установленных главами 252, 265 НК РФ 1. При этом порядок исполнения такого обязательства регулируется общими нормами гражданского законодательства (главы 22, 27 ГК РФ, в том числе исполнение обязательств третьими лицами или третьим лицам, статьи 313 или 430 ГК РФ) и на налоговые последствия напрямую не влияет.
1В тексте документа допущена опечатка: имеются в виду ст. 252, 265 НК РФ, а не главы 252, 265. — Прим. ред.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, следственным органам и судам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В. ЕГОРИЧЕВ