О зачете суммы налога на прибыль, удержанного с доходов российской организации в Республике Казахстан, при уплате налога на прибыль в РФ

Министерство финансов РФ письмо от 29.04.2021 № 03-08-05/32984
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение касательно порядка зачета налога на прибыль, удержанного с дохода российской организации в Республике Казахстан, и сообщает следующее.

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Согласно пункту 2 статьи 23 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее — Конвенция) установлено, что в России двойное налогообложение будет устраняться следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.

При этом отмечаем, что прибыль российской организации от осуществления деятельности на территории Республики Казахстан подлежит налогообложению в Республике Казахстан при условии, что такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства на территории Республики Казахстан (пункт 1 статьи 7 Конвенции).

Согласно пункту 1 статьи 311 Кодекса доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Кодекса суммы налога на прибыль, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента. Подтверждение, указанное в данном пункте, действует в течение налогового периода, в котором оно предоставлено налогоплательщику.

Из указанного следует, что зачитываемая при уплате налога на прибыль в Российской Федерации сумма иностранного налога ограничена размерами налога, исчисленного по правилам главы 25 Кодекса с соответствующей суммы полученной за пределами Российской Федерации прибыли.

При этом российские организации вправе произвести зачет иностранного налога за налоговый период, в котором были учтены доходы в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, при условии наличия подтверждающих документов об уплате (удержании) налога на территории иностранного государства.

Кроме того, сообщаем, что положения Конвенции не распространяются на чистый доход, взимаемый на территории Республики Казахстан, в силу статьи 2 Конвенции.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

А.А. СМИРНОВ